[an error occurred while processing this directive]

Карта сайта



[an error occurred while processing this directive]

Чудотворные иконы Божией Матери




Владимирская икона Божией Матери

владимирская икона Божией Матери



Праздники в честь Владимирской иконы:  3 июня (21 мая по старому стилю), 6 июля (23 июня ст. стиль), 8 сентября (26 августа ст. стиль). Наиболее торжественное празднование совершается 8 сентября (по новому стилю), установленное в честь сретения Владимирской иконы при перенесении ее из Владимира в Москву.

Чудотворная икона является одним из путей, которым Благодать Святого Духа способна подаваться верующим. Одной из самых ранних из известных сохранившихся чудотворных икон Древней Руси является  Владимирская икона Божией Матери. С этим, одним из самых чтимых Образов Богородицы в Русской православной церкви, связаны многие важнейшие события Русского государства на протяжении столетий.
История чудотворной Иконы раскрывается нам во многих летописях и сказаниях. По церковному преданию XV века образ Божией Матери был написан апостолом Лукой еще при жизни Богородицы на доске стола, за которым Святое Семейство имело трапезу. По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами "Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет".

Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года, а затем была перенесена в Константинополь, и много столетий находилась во Влахернском храме. Около 1131 года Патриарх Лука Хрисоверг послал на Русь в дар великому князю Киевскому Юрию Долгорукому века список  с Образа. Сын князя Юрия Долгорукого Андрей, впоследствии прозванный Боголюбским (канонизированный при Петре I в 1702 году в лике благоверного), отправляясь в 1155 году  в Ростов, взял с собою Икону Божией Матери, находившуюся в Богородичном женском монастыре города Вышгорода, который Андрей получил от своего отца в 1149 году после занятия им Киева.
Об иконе Святой Богородицы в Вышгороде рассказывали чудеса, что она ночью сама отходила от стены и становилась посреди церкви, как будто показывая, что желает уйти в другое место. Князь Андрей воспринял это как предзнаменование и решил перенести икону в суздальскую землю, чтобы даровать своей земле святыню, дарующую особое благословление Божие. Икона была забрана из монастыря тайно ночью, при помощи монастырского священника Николая и диакона Нестора, чтобы не вызвать возмущения горожан.  В ту же ночь князь с иконой, княгиней и дружиной отправился в Ростов. 
Когда князь Андрей попытался продолжить свой путь после привала в городе Владимире, его лошади неожиданно заупрямились и встали, не желая трогаться с места. Князь сменил лошадей, но и те отказались сдвинуться с места. Обратившись к Господу с молитвой о даровании пути, князь Андрей вдруг узрел Саму Царицу Небесную, которая повелела ему оставить  Икону Богородицы во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Её Рождества. Князь Андрей возвратился в город вместе с иконой Божьей Матери. На месте же своей молитвы и Чудесного Видения князь Андрей заложил новое село и свою будущую резиденцию – Боголюбово.
Став князем Владимирским, Ростовским и Суздальским в 1157  году, через год на крутом холме возле реки Клязьмы князь Андрей заложил Успенский собор, который должен был хранить великую святыню – икону Божией Матери.  Через два года после начала строительства Успенский собор был торжественно освящен, и в него была внесена икона Божией Матери. Князь велел богато украсить икону золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. На оклад Иконы только золота ушло около 12 килограмм.  В этот же период поля Иконы были увеличены специально для нового массивного оклада. Икона с тех пор стала именоваться "Владимирской", а сам князь Андрей получил прозвище "Боголюбский".

Владимирская икона Божией Матери многократно  являла чудеса:
Во время мятежа 1174 года, когда был убит князь Андрей Боголюбский, священник Николай с клиром совершили крестный ход с Иконой Владимирской Божией Матери по улицам города - и мятеж утих.
7 февраля 1238 года войска хана Батыя взяли Владимир, они сожгли Успенский собор, однако сама Икона осталась невредимой. 
В 1395 г. на Русь из Великой Орды выступил Тамерлан. Великий князь Василий I Димитриевич, не надеясь на военные силы, истощенные Куликовской битвой (1380 г) и нашествием Тохтамыша (1382 г.), послал во Владимир за иконой Божией Матери. В день принесения иконы в Москву и всенародного моления перед ней 26 августа Тамерлан, не дойдя до Москвы, не переходя реки Оки у Коломны, без видимых причин повернул свои войска обратно. Предание говорит, что ночью Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей - и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.
На месте «сретения» (т.е. встречи) москвичами со святителем Киприаном и князьями Владимирской иконы в 1397 году был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенка. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Чудные заступничества Владимирской Иконы случились и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша, и при великом стоянии на реке Угре 1480 года. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы - 21 мая.
После окончательного освобождения Руси от монголо-татарского ига в 1480 году Икона Владимирской Божией Матери была окончательно перенесена из Владимира в Москву, где она была установлена в новом Успенском соборе по левую строну царских врат иконостаса. Икона находилась в глубоком киоте с двумя  глухими створки. Створки открывались только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед Иконой. Во Владимире же остался точный, так называемый «запасной», список с иконы, написанный преподобным Андреем Рублевым. 

После октябрьского переворота в 1918 году Икона была изъята из Успенского собора. В 1918 -1919 годах в Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи проводилась реставрация иконы (реставратор Г. О. Чириков) на лицевой стороне иконы была открыта первоначальная живопись, полностью сохранившаяся на ликах Богоматери и Младенца, а также частично на его волосах над лбом, на правой руке и на кисти левой, в нескольких небольших фрагментах на одеждах и на золотом фоне. На одеждах Христа были обнаружены фрагменты живописных поновлений XIII века. Оказалось, что в конце XIV – начале XV в. Икона была полностью переписана.
В 1921 году Владимирскую икону Божией Матери отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее в 1922 году ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был снят  драгоценный оклад (передан в Гохран, ныне в Оружейной палате Кремля) и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В октябре 1993 года  во время парламентского кризиса икона спасла страну от распада:  Образ на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский кафедральный собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память 600-летия избавления Москвы от Тамерлана, икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть Святыню на ее законное место - в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в домовую церковь святителя Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Иконографически Владимирская икона Божией Матери относится к типу Елеуса (Умиление). На поясном изображении Младенец припал щекой к щеке Матери. Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. В отличии от прочих икон Умиления на Владимирской Иконе видна подошва ступни Младенца Христа – «пяточка». Изначально Икона была создана как двусторонняя, выносная. В Вышгороде она еще имела рукоять с трехлопастной вилкой, отпиленную при увеличении полей иконы во Владимире. На обороте иконы изображены Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к началу XV века (времени второй починки иконы).

С Владимирской иконы часто писались различные списки, часть которых получили особые именования. Некоторые чтимые чудотворные списки Владимирской иконы:
Волоколамская Владимирская (вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоколамский монастырь, ныне в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва).
Владимирская-Селигерская икона (принесена на Селигер Нилом Столбенским в XVI в.).
Псково-Печерская «Умиление» (1524)
Заоникиевская (из Заоникеевского монастыря) (1588)
Красногорская (Черногорская) (1603)
Оранская (1634, Оранский Богородицкий монастырь)

Всемилостивый Господь через образ "Владимирской Богоматери" во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих. Пред иконой Пресвятой Богородицы "Владимирская" молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Молитва  Божьей Матери перед Ея иконой, именуемой "Владимирская"

О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Все-мощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниях, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию, или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа, или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока преити. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день Суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Чудотворные иконы Божией Матери

Молитвы на разные случаи жизни

Целебные святые источники


  • Нравится
[an error occurred while processing this directive]