Карта сайта




  •  
  •  

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

© 2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Святой источник преподобного Варлаама Хутынского.

Деревня Хутынь расположена на северной оконечности полуострова между реками Волхов и Малый Волховец. Деревня выросла под стенами монастыря, который был основан монахом-отшельником преподобным Варлаамом. Святой Варлаам является главным духовным покровителем Новгородских земель. Во многих христианских странах из всего сонма православных святых поминают Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам Хутынский.

преподобный Варлаам Хутинский

Варлаам Хутынский (в миру Алексей Михайлович (Михалевич) родился в богатой и знатной новгородской семье в XII веке. Родителей Варлаама звали Михаил и Анна. Жили они на Софийской строне, в Неревском конце у земляного вала. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Алексей, раздав все свое имущество бедным, удалился в Лисичий монастырь к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама. Затем Варлаам стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. Место это пользовалось дурною славой: по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но однажды, подходя к Хутыни, Варлаам увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Стараясь изгнать пустынника, нечистая сила то устрашалп отшельника зверями, то злоумышленниками, но Варлаам переносил все с помощью усердной слезной молитвы и строгого поста. Высоконравственная жизнь Варлаама скоро сделалась известной и к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением, а многие просили позволения поселиться рядом с ним. Как ни любил уединение Варлаам, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Так образовалась обитель, а Варлаам стал ее игумном. Число иноков, желавших подвизаться в обители Варлаама, постоянно увеличивалось. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью и вырыл колодец, который сохранился до наших дней. За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Незадолго до своей кончины Варлаам окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Одновременно с освящением храма 6 августа 1192 года архиепископ Григорий "нарек монастырь" и возвел Варлаама в сан игумена. Прожил Варлаам в монастыре всего год. Предвидя свою кончину, св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка. Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября (19 ноября по новому стилю) 1193 года. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василии Иоанновиче), Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

Монастырь процветал трудом монахов и дарами жертвователей, среди котроых были московские цари Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр и Иван Алексеевичи. Богослужение постоянно шло в пяти церквах монастыря. В Хутынском монастыре был похоронен Дионисий - митрополит Московский и всея Руси, сосланный сюда Борисом Годуновым. В период 1611-1617 года Хутынский монастырь был оккупирован шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. Монастырь имел белокаменную ограду, внутри котрой был прекрасный настроятельский фруктовый сад. На северной строне от монастыря росла липовая роща. В 1880 году при монастыре открылась церковно приходская школа. Также в монастыре была тюрьма, которая затем была использована большевиками.

Большевики закрыли обитель в 1919 годупо решению III губернского съезда "Советов". Тогда старцы переселились в здешнюю деревню Хутынь и продолжили монашескую жизнь, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось много народа. В 1932 году их всех арестовали и отправили в ссылку.  В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке. В 1930-е гг. все колокола были сброшены большевиками с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Металл с куполов был снят - остались одни каркасы. Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло ОГПУ. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице. ОГПУ. Во время Второй мировой войны в монастыре был опорный пункт немецких войск и монастырь был разрушен при штурме советскими войсками и более 40 лет оставался в руинах. После войны здесь опять-таки размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. В 1976 году начались некоторые работы по реставрации монастыря.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Летом 1993 года была завершена реставрация Спасо-Переображенского собора и братского корпуса. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий. Вновь открыли монастырь 20 апреля 1994 года. Настоятельницей монастыря является игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. В монастыре можно купить вкусные и свежие натуральные продукты: яйца хлеб, творог, масло.

На повороте к монастырю стоит деревянная часовня в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша», построенная силами местной жительницы католички Ядвиги в 2002-2003 гг. в благодарнось за исцеление мужа от пьянства (двумя года позже этот человек скончался). По старинному преданию в 1452 году до этого самого места бежал опаленный огнем из гробницы преподобного Варлаама завоеватель новгородских земель московский князь Иван III, пожелавший взглянуть на мощи святого, которы покоился "под спудом".

3. Фотографии Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря.

варлаамо-хутынский монастырь хутынь
На территории Варлаамо-Хутынского монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.
Монастырский ансамбль в 1780-е годы представляется следующим образом: два храма в центре обширной площади, ограниченной пятиугольником каменной ограды со святыми воротами и восточной линии ограды и поставленными вдоль ограды деревянные братские кельи, гостиница и др. постройки. Большой хозяйственный комплекс, вероятнее всего, размещался за оградой, с северной стороны, за пределами ограды стояли две мельницы.
михайло-клопский монастырь могила гавриила романовича державина
В XVIII веке (1768-74 гг.) создаётся колокольня с надвратной церковью (третий по счёту "Хутынский столп", возносившийся взамен ветшавшего предыдущего). В новой колокольне во втором ярусе находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
В северный придел во имя св. апостола Иоанна Богослова Преображенского храма (одно время он был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г. Р. Державина) в 1993 году был возвращён прах Гавриила Романовича Державина, который прежде из-за разрушений храма во время войны был перенесён в новгородский кремль. На камне начертано: «Сим камнем сокрыт прах действительного тайного советника и разных орденов кавалера Гавриила Романовича Державина, скончавшегося в 1716 году». Державины жили в 60 километрах вниз по Волхову в своём имении Званка. Гроб с телом покойного привезли на барже на барже по Волхову.
купель источника святого варлаама хутынского святой источник варлаама хутынского
Комплекс святого источника преподобного Варлаама Хутынского был возведен в 2008-2009 гг. Над колодчиком устроен сруб с насосной станцией, которая подает воду в купель. Однако количество воды небольшое и она непроточная. Поэтому монастырь планирует построить купель с проточной водой из той же водоносной жиле внизу на берегу реки.
Место старого колодца преподобного Варлаама Хутынского указал перед смертью местный житель мирянин Аркадий Иванович Назаров.
колодец варлаама хутынского свята горка варлаама хутынского
В старые времена воду из колодца разливаливсем желающим только монахи или девицы "благочестиво живущие". Всем прочим набирать воду самостоятельно не дозволялось.
На Святой горке была вырыта первая пещерная келия преподобного Варлаама Хутынского.
часовня варлаама хутынского святая горка варлаама хутынского
Часовня во имя Варлаама Хутынского была построена на Святой горке в период 1999-2000 гг. Существует обычай обходить её с молитвою трижды, и тогда просимое непременно исполняется.
Вид на собор Спасо-Преображения (1515 г.) и церковь Варлаама Хутынского (1552 г.) от Святой горки.

Поговорить о святом источнике на монастырском форуме.

4. Географическое положение святого источника и колодчика преподобного Варлаама Хутынского.

Святой источник и колодчик находится под стенами Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря в селе Хутынь близ Новгорода. Точное местоположение источников указано на карте.

Целебные Святые источники России.

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.


  • Нравится