Карта сайта


православная психологи

  •  
  •  

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ДИСТРЕССЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.


А.Демкин, И. Дорофеев
(ВМедА им С.М. Кирова)

Система оказания первой психологическая помощь (ППП) при профессиональном дистрессе сотрудников правоохранительных органов может служить основой успешного восстановления при воздействии травматических событий малой интенсивности и улучшать результаты дальнейшего оказания квалифицированной  медицинской (психиатрической)  помощи в случае действия более травматических стресс-факторов.

Целью оказания первой психологической помощи является ослабление или предупреждение острой стрессовой реакции у пострадавших и предупреждение развития стойких последствий травмы путем создания условий для осознанной оценки пострадавшим произошедшего и  эмоциональной переработки содержания травматического события. Согласно R.J.Ottenstein (2010) первая психологическая помощь должна быть направлена на стабилизацию состояния пострадавших, уменьшение последствий дистресса, на облегчение психологического и физического восстановления, профилактику внешней и аутоагрессии, удовлетворение базовых физиологических потребностей и потребности в безопасности, помощи в решении возникших проблем, в восстановлении контроля над ситуацией и в доступе к продолжению оказания помощи или ускорению ее оказания.
Первая медицинская помощь может оказываться  коллегами и сослуживцами сотрудников правоохранительных органов, прошедших специальную подготовку. Оказания первой психологической помощи в течение первых 48 часов после воздействия травмирующего события может быть  достаточно, чтобы обеспечить выздоровление пострадавших без привлечения в дальнейшем квалифицированного медицинского персонала.

В руководстве по оказанию первой психологической помощи австралийского Общества Красного Креста (2013) отмечается, первая психологическая помощь должна быть предложена каждому человеку, пережившему чрезвычайную ситуацию, однако не все лица могут нуждаться в ее оказании. Большинство лиц, перенесших травмирующее событие, не нуждается в оказании первой  психологической помощи, кроме получения необходимой информации, если они не оценивают произошедшее событие и его последствия как угрозу для себя или значимых для них людей .  Н. Агазаде (2013) указывает, что первая психологическая помощь должна быть оказана пострадавшим, утратившим контроль в эмоциональной сфере, поведение которых не соответствует их личностным особенностям, и эти проявления могут стать проблемой как для самих пострадавших, так и для их сослуживцев, близких или окружающих людей.  Ряд категорий пострадавших следует немедленно передавать для оказания квалифицированной медицинской помощи. Это раненные или физически травмированные, неспособные из-за дистресса к выполнению элементарных повседневных функций, и пострадавшие, способные причинить вред себе или окружающим. 

Требования к оказанию первой психологической помощи пострадавшему неспециалистами:
а) Психологические нарушения пострадавшего расцениваются как результаты травмы. Необходимо понять, что симптомы не являются результатом «специального» желания пострадавшего вести себя определенным образом, а являются его реакцией на дистресс.
б) Пострадавшему необходимо выражать поддержку минимумом слов, подкрепляя ее невербальными средствами (физический контакт, мимика, жесты) (Von Greyerz, 1962). Утешения «да все нормально», «все будет хорошо» чаще всего входят в противоречие с внутренним мировосприятием пострадавшего и могут привести к ухудшению его состояния.
в) Оказывающему помощь следует принять позицию гибкости и  внимания ко всем психологическим проявлениям у пострадавших. Поддержка и симпатия выказываются пострадавшему вне зависимости от содержания материала, который он излагает. Любые оценки и осуждения действий и мыслей пострадавшего категорически недопустимы.
г) Необходимо поддерживать вербализацию переживаний пострадавшего прежде всего методом активного эмпатического слушания. В рамках этой техники используются повторение вслух фраз пострадавшего, краткий пересказ его изложения с просьбой уточнить или разъяснить отдельные моменты, выдерживание паузы с невербальной демонстрацией внимания к пострадавшему (кивание головой, жесты руками, «раскрытие» позы в направлении пострадавшего, сокращение дистанции с пострадавшим).
д) Если есть необходимость задать вопросы, то они формулируются таким образом, чтобы подкреплять самооценку пострадавшего.
е) Все инструкции и сообщения пострадавшему необходимо выдавать  в простых, понятных и четких формулировках.
Концепция модели первой психологической помощи для сотрудников правоохранительных органов может состоять из нескольких базовых модулей, часть из которых обязательны для всех пострадавших, независимо от их желания.

1. Обязательный модуль: Обеспечение у пострадавшего чувства безопасности и контроля над ситуацией.
a) Перед проведением всех остальных мероприятий первой психологической помощи, пострадавший должен быть физически изолирован от прямого или косвенного воздействия травмирующих факторов (как физических, так и информационных). Пострадавший должен быть уверен, что ни ему, ни значимым для него людям не угрожает опасность. 
б) Осмотреть пострадавшего на предмет наличия незамеченных им травм, ранений и повреждений.
в) Рядом с пострадавшим должен постоянно находиться кто-то из людей, знакомых пострадавшему и входящих в круг его доверия. Чаще всего достаточно просто физически находиться рядом, Этот же человек, находящийся рядом с пострадавшим должен предупреждать возможность причинения вреда пострадавшим как самому себе, так и окружающим людям.
г) Пострадавшему по возможности должна быть предоставлена четкая и ответственная  информация в самых простых словах, исключающих возможность «домысливания», о произошедшем событии, возможности его развития, о принимаемых или планируемых мерах противодействия, о состоянии самого пострадавшего и значимых для него людей. Сокрытие или искажение информации, которые могут быть распознаны пострадавшим могут привести к ухудшению его состояния.
д) Пострадавшему излагается примерный план мероприятий, который коснется его ближайшего будущего. Структурирование времени позволит уменьшить проявления фрустрации и создаст у пострадавшего ощущение, что им занимаются и все находится под контролем руководства или коллег.   

2. Обязательный модуль: Обеспечение базовых физиологических потребностей пострадавшего.
а) Предоставить пострадавшему укрытие, одеяло или теплую одежду, еду и питье. Этот минимальный «знаковый» набор подкрепит уверенность пострадавшего в том, что им занимаются, и он не будет оставлен наедине со своими проблемами.
б) Удовлетворить иные физиологические потребности.
в) Обеспечить выход  пострадавшего на самообслуживание.

 3. Мероприятия проводятся по желанию пострадавшего:  Первая психологическая помощь.

Первичная оценка состояния пострадавшего
а) Необходимо оценить степень нарушений функций у пострадавшего. Его необходимо опросить (преимущественно методом активного слушания) по поводу того, что он перенес, каковы были его реакции, какой ущерб был нанесен ему или значимым для него людям, и как он его расценивает. Необходимо собрать базовую информацию об образовании пострадавшего и роде его занятий (должностных обязанностях).
б) По возможности установить индивидуальную психологическую ранимость и выявить значимые триггеры для запуска негативных психологических реакций.
в) При проявлении у пострадавшего суицидальных мыслей (даже в виде шутки, в виде отвлеченных мыслей или рассказа о третьих лицах) немедленно сообщить об этом руководству или коллегам.

Психологическая помощь
а) Позволить каждому пострадавшему выразить все свои эмоции без ограничений (соблюдая требования безопасности пострадавшего и окружающих). Пострадавшего не нужно заставлять рассказывать о событии или восстанавливать его в памяти до тех пор, пока они сами не почувствуют желание это сделать.
б) Подкрепить и стимулировать поведением и эмоциями  вербализацию пострадавшим переживаний, связанных с травмой (вентиляция эмоций). Поддерживать вербализацию методом активного слушания вне зависимости от содержания материала, излагаемого пострадавшим. Добиться реакции пострадавшего. Концентрировать внимание пострадавшего нужно преимущественно на его чувствах, а не на травматическом событии.
в) Выразить свою эмоциональную поддержку пострадавшему минимумом слов, с симпатией и принимая любую его реакцию, не осуждая, не обвиняя, но и не утешая. Добиться реакции пострадавшего.
г) Признать и подтвердить пострадавшему значительность произошедшего травматического события и реакций пострадавшего на него. Отрицание значительности произошедшего с пострадавшим может привести к ухудшению его состояния.
д) Предоставить пострадавшему в простых словах базовую информацию о стрессе и об острых реакциях на него, чтобы объяснить ему суть как произошедшего в прошлом, так и происходящего с ним в настоящее время. Объективно информировать о рисках. Необходимо подчеркнуть обратимость произошедших изменений психофизологического состояния пострадавшего.
е) Пострадавшим, находящимся в состоянии аффекта необходимо помочь выйти из ощущения нереальности происходящего и предложить выполнять под контролем посильную деятельность, ориентированную на достижение  простых целей. 
ж) Предложить и поощрять адаптивные копинг-стратегии преодоления  стресса (желание разделить эмоции с окружающими, принятие реальности и поиск решения проблем, готовность получать помощь,  использование мышечной релаксации, дыхательных методик, аутотренинга и др.).
з) Помогать пострадавшим избегать дезатаптивного поведения (отказ от помощи, бегство от действительности, употребление алкоголя и наркотиков,  агрессивная коммуникация, конфликтность и раздражительность, чрезмерная критика, поиск «козлов отпущения», цинизм, черный юмор, позиция жертвы).

Социальная поддержка

а) Обеспечение социальной поддержки путем контактов с членами семьи, родителями, друзьями, любимыми, сослуживцами.  Возможно использование для получения поддержки средств связи и социальных сетей. 
б) Участие пострадавшего в групповом психологическом дебрифинге для создания возможности сознательной оценки произошедшего и эмоциональной переработки травматического события.

Создание системы первой психологической помощи в структуре МВД Российской Федерации позволит ускорить восстановление работоспособности сотрудников, предупредить развитие или уменьшить тяжесть психологических и соматических реакций на стресс.  Создание подобной системы не потребует значительных материальных затрат, так как оказание первой психологической помощи будет возложено на сотрудников правоохранительных органов, прошедших подготовку на занятиях, проводимых штатными психологами подразделений. 

Читайте другие статьи авторов на тему первой психологической помощи:

Система контроля профессионального стресса в правоохранительных органах США

Экспресс методики коррекции психологического состояния


  • Нравится