Карта сайта



  •  
  •  
  •  
  •  
А.Демкин
Православие и сновидения.
Очерк о чрезмерно критическом отношении к сновидениям.

© 2011, Андрей Демкин,СПб.
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения автора.

- Ты, Матрена, умеешь сны разбирать?
- Да что их разбирать-то! Мало ли что снится!

А.Н. Островский "Женитьба Бальзаминова"

Написать данную статью автора побудило иногда встречающееся негативное отношение к сновидениям и их значению в жизни человека со стороны священнослужителей. Без всякого сомнения, православные пастыри, зная слабость и неустойчивость человеческой души, ее падкость на прельщения, руководствуются  лучшими побуждениями, чтобы удержать душу человека от разрушительного воздействия бесовских искушений. В основном в рекомендациях батюшек содержатся указания «не обращать на сны внимания», потому что  «сны – это бесовское искушение» и их необходимо вычеркнуть из своей жизни и ни в коем случае не принимать сновидения в расчет. Особенно это касается «вещих» снов, снов-предсказаний, снов, в которых доводиться общаться с различными обитателями мира духов (ангелами, старцами и т.п.).

Так как же следует относиться к сновидениям? Следует ли пренебрегать сновидениями и их содержанием?

С точки зрения медицины и психологии сновидения являются одной из важнейших составляющих духовной жизни. Сновидения  являются гармонизирующим мостом между сознанием и бессознательным человека. В сновидениях человек приобретает новые знания, принимает решения интуитивным способом  и прогнозирует будущее, что позволяет ему успешнее адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды в реальной дневной жизни.

Наконец, в сновидениях люди получают творческое вдохновение.  Всем известно как много открытий и произведений искусства обязаны своим рождением именно сновидениям.   Во сне поэт, философ и писатель Вольтер задумывал свои произведении, ученый Менделеев увидел организационный план таблицы периодической системы, художник Нестеров увидел сон с ликом Христа, который использовал в картине «Душа народа» (1916). Известно еще немало творческих сновидений у художников, в которых они увидели свои произведения. Достаточно вспомнить сновидческое творчество Шагала, Борисова-Мусатова, Кандинского и Петрова-Водкина. Совершенно поразительный случай произошел с профессором  ассирийского языка в университете Пенсильвании X. В. Хилпрехтом, который долгое время тщетно пытался дешифровать надписи на двух маленьких обломках агата. В итоге, во сне к нему пришел ассирийский жрец и рассказал, что он сам когда то распилил агат на три части. «Два фрагмента, которые ты публикуешь раздельно на страницах 22 и 26, должны быть вместе, это не указатели, как ты думал». После такой подсказки во сне надпись была успешно расшифрована.

Однако, творческие сновидения могут быть и страшными, такими как у художника Сурикова, который видел во сне стрелецкие казни, ощущал во сне запах стрелецкой крови. Безусловно, не всегда сновидения похожи на добрые мультфильмы из детства, но что же будет, если убрать сновидения из жизни человека?

Сны играют огромную роль в формировании личности человека. Известно, что важной частью судьбы человека (которая задается  его  психологическими  качествами, формулировкой своей жизненной  миссии  и пониманием смысла жизни) оказывается ряд трансформирующих образов и переживаний. Образ, способный вызвать трансформацию или, проще говоря, изменение личности человека -  это образ, который направляет психическую энергию и волю в деятельность, установки и цели. Для того, чтобы произвести такое действие, образ должен быть глубоко и основательно укоренен в целостной психике. Чуждые человеку образы не работают. Конечный результат работы трансформирующих напрямую зависит от того, какую работу проделал с ними человек: как наяву так и в сновидениях.
Чаще всего такие образы и переживания человек обретает при контакте с произведениями искусства, при религиозных, мистических ритуалах и при врачебном воздействии, имеющим целью создание или коррекцию таких образов. Жизненный потенциал человека и его целостность реализуются посредством таких трансформаций. Человек становится той уникальной личностью, которой он, по сути, и является, посредством воздействий образов, которые направляют психическую энергию по определенному руслу, конфигурирую его установки, линии поведения и мотивации.  Значительную  роль в формировании таких трансформирующих образов играют измененные состоянии сознания, которые возникают как при контакте с произведениями искусства, так и при религиозных таинствах  или врачебном психотерапевтическом воздействии.  Окончательное формирование такие трансформирующие образы обретают во сне: недаром говориться, что с любым вопросом «нужно переночевать» и «утро вечера мудренее». После сна многие казавшиеся неразрешимыми вопросы находят простые и гармоничные решения.

Если эти интегрирующие трансформирующие образы по каким-либо причинам дезинтегрируются — вследствие разочарований, травм, опустошающих противоречий, любого рода нарушений — личность распадается на части. Тогда начинается процесс дезинтеграции, и в силу вступают различные составляющие личности и инстинкты.

Некоторые методы суггестивной психотерапии позволяют произвести так называемую блокировку сновидений. То есть, после определенного внушения человек видит сны, но не может вспомнить по проуждении их содержания и эмоциональной окраски. Такая методика применяется некоторыми специалистами для облегчения состояния больных с ночными кошмарами. Однако, с течением времени от такой «помощи» многим больным становится только хуже: происходит дезинтеграция сознания и бессознательного. У такого человека состояние может усугубиться, вплоть до развития острого психотического расстройства, когда заблокированное бессознательное начнет прорываться наружу уже наяву, по пути круша на своем как психическое, так и соматическое здоровье человека.  Кончено, это крайний случай. Но и у практически здоровых людей дезинтеграция между бессознательным и сознательным может привести к возникновению неврозов. В частности, такая ситуация может возникнуть у человека, который видит содержательные и полезные для него сны, способствующие развитию его как личности, которому, однако постоянно говориться о неприемлимости принятия таких снов в свою жизнь по религиозным или культуральным соображениям.

В современной психотерапии наиболее правильным и безопасным путем считается интеграционный подход, когда человека учат понимать и принимать все составные части своей души, стараясь установить диалог между всеми ее частями, даже при таких психических расстройствах, как расстройство множественной личности.
Терапия подавления и дезинтеграции личности, которая в рамках  христианских таинств нашла свое отражение в таинстве отчитки (изгнания бесов) также приносит свои результаты, но только результаты эти - временные. Недаром, один из известных православных священников-старцев ныне покойный отец Валентин Мордасов из погоста Камно под Псковом, который длительное время практиковал отчитки, в конце концов,  отказался от этой практики, видя частые рецидивы «беснования». Невозможно достичь гармонии личности и душевного равновесия просто блокируя  темную сторону личности и трудясь лишь над светлой ее стороной.

Так на чем же основывается негативное отношение некоторых православных пастырей к сновидениям и их значению в жизни человека?

Прежде всего обратимся к первоисточнику – Библии. Что мы можем найти в Библии о сновидениях? Греховно ли видеть сны и получать через них предсказания?

По Библии, сновидения представляют собой прямое откровение Бога, которое осуществляет его вмешательство в жизнь людей. В Ветхом Завете в книге Иова говориться:

Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз:
во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе.
Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление,
чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость,
чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом.
Или он вразумляется болезнью на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, —
и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи.

(Иов 33:14-20)

Некоторые из тех, кого посещали сновидения являются знаменитые библейские персонажи, в то время как другие сновидцы обыкновенные люди. В ветхозаветной Библии сновидения чаще всего посещали Авраама, Иакова и Иосифа. Отличительная особенность снов, о которых говорится в Библии, заключается в том, что разные люди, связанные с осуществлением главных событий, видели сны аналогичного содержания. В книге Бытия, например, Иосиф, Иаков, отец Иакова, фараон и придворные фараона видели сон о судьбе Иосифа.

В Новом завете в Евангелиях, Деяниях апостолов и Откровении Иоанна Богослова продолжаются описания сновидений, посланных Богом. Однако, в Новом Завете сны как средство откровения от Бога утрачивают свое первостепенное значение.  Если Бог использует сны,  то только в редких случаях, например, для предупреждении об опасности. Ни в одном  послании апостолов в Новом Завете мы не находим больше ни одного намека на использование сновидений в качестве  духовного руководства и помощи. Сны и сновидения становятся частным и касающимся судьбы только одного человека. Дух Божий  в Новом Завете действует и говорит через Церковь, апостолов и учеников Христовых. Новый завет содержит рассказы о таких сновидениях, как сон Иосифа, сон Петра, сон волхвов и сон Откровения. Некоторые из наиболее важных снов из Нового завета можно найти в Евангелии от Матфея. В одном из этих снов сообщается о зачатии Христа Марией; это открылось Иосифу во время бодрствования: "Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго… " (Мф 1:20)

Бегство в Египет связано с тремя сновидениями: со сном волхвов, в котором они получили предостережение не возвращаться к Ироду; сном, в котором ангел сообщает Святому Семейству о необходимости следовать в Египет, чтобы избежать мести Ирода; и сном, в котором после смерти Ирода ангел вновь является Иосифу в Египте, сообщая ему, что пришло время возвращения в Израиль.
Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
(Мф 2:13)

И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
(Мф 2:12)
Одним из наиболее любопытных снов Нового завета является сон жены Понтия Пилата, которая убеждала освободить Христа, а не Варнаву:
Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.
(Мф 27:19)  

В Псалтири в псалме 72 говориться о свойствах сна забываться по пробуждении:
Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.
(Пс 72:20)

Если сон повторяется дважды, то это означает намерение Бога воплотить его:
А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие. И ныне да усмотрит фараон мужа разумного и мудрого и да поставит его над землею Египетскою. (Быт 41:32,33)

Так откуда же происходит негативное отношение к сновидениям?

Еще в дохристианские времена сон всегда ассоциировался у человечества со смертью. У иудеев считалось и считается, что во время сна Господь забирает души людей на Небеса и потом многим (но не всем) возвращает обратно. Тогда человек просыпается. Если же Господь не возвращает душу, то человек не просыпается.

Отношение ко сну как ко смерти повторяется и в Евангелиях. Говоря о смерти Лазаря Иисус сказал: "Лазарь, друг наш, уснул, и я пойду разбудить его". С тех пор сон - это обычная метафора смерти в Христианстве: "уснуть навеки", спи спокойно".

Святитель Игнатий Брянчанинов в работе «О недоверии сновидениям» не допускает возможности человеку прислушиваться к своим сновидениям: по его мнению в сотворении сна играют роль демоны, примешивая «к нашему мечтанию, свое мечтание». Вообще, по его мгнению, сон  «демоны употребляют для возмущения и повреждения душ человеческих». Во время сна «они искушают нас грехом». Также доверие снам сопряжено с самомнением: «а самомнение делает наш умственный взгляд на нас самих ложным, отчего вся деятельность наша лишается правильности; это-то демонам и надо. Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников и преподобных, даже в виде Божией Матери и Самого Христа, ублажают их жительство, обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни».

Таким образом, по мнению святителя Игнатия Бряченинова «сновидение, само по себе, не может и не должно иметь никакого значения. Смешно же и вполне нелогично желание некоторых видеть в бреднях сновидений своих предсказание своей будущности или будущности других или какое-нибудь другое значение».

Схожая точка зрения нашла свое отражение и в труде святителя Феофана Затворника "Можно ли верить снам?":

Вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее».  В то же время, Феофан Затворник все-таки допускает наличие добрых вещих снов от Бога: «Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите». Греховные же сны требуют от верующего человека дополнительного духовного труда: «От снов соблазнительных скорее очищайте по пробуждении душу свою и память. Самое хорошее к тому средство - молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории. Печатлейте тогда посильнее эти события в голове и глаз умственных с них не спускайте. Держите на них все внимание. Дурные мысли тотчас начнут ослабевать и уйдут.»

Некоторые священники приводят в своих публикациях ссылки на указания в Библии не гадать и не верить снам. Например, один из авторов пишет, что  «Сам Бог увещевает людей чрез Моисея "не гадать по снам" (Лев. 19:26). Однако, приведенная цитата звучит в синодальном переводе Библии на русский язык следующим образом:  
Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. (Лев. 19:26).

В Библии содержится много указаний о греховности волшебства и магии:     Деяния 8:9-24, Второзаконие 18:9-14,    4 Царств 21:6,     Михей 5:12,     Исаия 47:12, Иезекииль 13:18-23,     Галатам 5:19-21, Деяния 19:19, Деяния 13:8-11, Откровение 9:21, Откровение 22:14-15, Откровение 21:8 . Но ни в одном месте не упоминается греховность видения сновидений. Господь предупреждает лишь о лжепророках и о недопустимости выдавать сновидения за пророчества Господне:
Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала?
Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
(Иер 23:25-28)
Это же откровение выражено в книге пророка Захарии:
Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря.
(Зах 10:2)
Таким образом, не само сновидение является греховным, а лишь использование сновидения прорицателями и волшебниками в качестве средства отвратить людей от Бога.
И в тоже время Господь допускает, что в последние времена всякий может быть вразумляем в сновидениях:
 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.
(Деян 2:17)

Как же относиться к своим сновидениям обычному человеку, который вовсе и не собирается лжепророчествовать?

Ответ на этот вопрос можно найти в книге Екклисиаста:
Не дозволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред Ангелом Божиим: «это — ошибка!» Для чего тебе делать, чтобы Бог прогневался на слово твое и разрушил дело рук твоих?
Ибо во множестве сновидений, как и во множестве слов, — много суеты; но ты бойся Бога.

(Еккл 5:5,6)

Блаженный Августин, епископ Гиппонский, писал, что душа человека во сне «способна созерцать образы духовные».   Предметом видения может быть или то, что совершается в мире высшем, небесном, или то, что имеет совершиться в мире нашем, земном.  Блаженный Августин пишет в "Троице": "...Следует помнить, что природа умопостигающей души образована таким образом, чтоона постигает все это в свете бестелесном, подобно тому, как телесное око воспринимает все окружающее в свете телесном, способное видеть в этом свете и к этому предназначенное".

Святитель Иоанн Сан-Францисский (Шаховский) выделял три вида сновидений:
Первый род сновидений:  суетные, пустые, как бы никчемные сны, ничего не значащие ни нравственно, ни умозрительно. Они являются, по-видимому, отражением в мозгу человека его повседневных тревог и забот.

Второй род сновидений: сны и определенно духовно окрашенные либо некоей беспокойной, нехорошей духовной силой, либо умиротворяющей душу. Есть устрашающие сны, лишающие душу мира, отягощающие нас или нехорошо возбуждающие. И есть сны утешающие, нечто предвозвещающие - "с неба", от Бога, от светлых сил.

Третий род сновидений:  пророческие сны. О них неоднократно говорит Библия; эти сны чудесно предупреждают человека, вдохновляют, просвещают, поучают и утешают. Реальность их совершенно бесспорна.

В соответствии с различными видами снов протоиерей Григорий Дьяченко в своей статье «Как христианин должен относиться к сновидениям?» давал ясные и простые советы о правильном отношении православного христианина к сновидениям:
1) Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.
2) Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.
3) Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.
 

Надеюсь, что эта статья поможет вам избавиться от ложного чувства вины за якобы "неправильные" и "греховные" сновидения, которые на самом деле являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, описанной в Библии. Приведенные же выше мудрые же слова православных священников да помогут вам правильно оценивать свои сны и использовать информацию, которую вы получаете во снах в целях стяжания Духа Святаго Божьего...

При проблемах с засыпанием и ночным сном, просмотрите занятие для улучшения сна:

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.

  • Нравится