Карта сайта




  •  
  •  

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

© 2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Святой источник близ села Сяберо.
(статья написана при участии игумена Адриана и монаха Варлаама)

1. Село Сяберо.

святой источник сяберо

По одной из версий, название села Сяберо и озера Сяберо происходит от наименования свободных псковско-новгородских землевладельцев – сябров. Так называли пайщиков, совладельцев пахотных земель и промысловых угодий, не только крестьян, по и помещиков и даже лиц духовного звания, которые, владея своими долями (жеребьями) в общих землях – угодьях могли свободно распоряжаться ими, заключать земельные сделки и т.п. (Сяб - по-славянски равное, общее, дружное) К концу XVI века сябриничество исчезает. Однако на поверку эта версия не выдерживает критики: вокруг Сяберо маловато пахотных земель - все больше пески, леса да болота. Вероятнее, что под общим, артельным могли иметь в виду рыбную ловлю на озере (версия Л. Успенского). Еще вариант "дружественности" ми "братства" (от славянского сябер (сосед, брат, друг)) (версия М. Фасмер) едует понимать в смысле братства двух половин озера, разделенных мысами. Форма озера в виде бабочки могла найти свое отражение в названии. По мнению исследователя саамов Кондратьева название Сяберо имеет саамские корни, так как по саамски сяберо - это бабочка.

Сама же деревня изначально называлась Подледье и лишь к концу XIX века была переименована в село Сяберо. В старину деревня стояла не на мысу, а на острове, носившем название Соколья Горка.
Первые поселения на берегах Сяберского озера появились в первобытную эпоху.По сведениям, собранным местным учителем В.Я. Ефимовым, на берегах Сяберского озера находились поселения кривичей. Согласно списка Выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Ленинградской области возле Сяберо находится несколько групп курганных могильников (южнее и севернее села), а рядом с ручьем Званка расположены древнее селище и стоянка.

В Сяберо проходил древний водяной путь по рекам Луга—Вердуга—Плюсса—Люта—Желча, связывающий Новгород с южной частью Чудского озера. В старину здесь был волок (копанка) для судов, шедших по реке Вердуге из бассейна р. Плюссы (от деревни Волошня на р. Желче, притоке Плюссы) в реку Сабу из бассейна реки Луги. Близ Сяберо проходил и один из главных сухопутных торговых путей из Новгорода на запад в Юрьев (Дерпт), огибая Псков с севера. В «Историко-статистическом описании Санкт-Петербургской иерпархии» сказано: «В двух верстах от погоста проходит дорога, которая, начинается близ Луги от прежней Смоленской, а после Варшавской дороги, идёт на запад по Гдову чрез Лугский и Гдовский уезды. Дорога теперь заброшена и считается дорогою Литовцев и военным путём войск Петра Великого».

В книге "Историко-статистическое описание Санкт-Петербургской епархии” сказано: “Погост Сяберо, или упраздненный Сяберский монастырь находится в 200 верстах от Петербурга и в 60 верст от Луги, на островке Сяберского озера, соединенном с селом посредством плотины. По преданию и по клировым ведомостям, церковь существует здесь с 1670 года. Нынешняя церковь деревянная, во имя Спаса Нерукотворенного, построена в 1853 году. Достройка церкви с колокольнею стоила 3,618 руб. сер. Антиминс освящен митр. Иовом, при патриархе Адриане, в 1690 году. Из надписи на кресте, под престолом, видно, что храм освящен 1853 г., января 29 дня, Лугским протоиереем Андреем Филипповичем Ласкиным, при священнике Михаиле Ильинском. Храм строил плотник Иван Петров.

В храме достойны внимания: 1) древняя икона Нерукотворенного Спаса, над царскими дверьми, писанная на дереве, по золотому фону, украшенная, в 1867 г., серебряною ризою, ценою до 550 р.; 2) оловянные священные сосуды 3) оловянная дарохранительница, весом в 3 фунта; 4) служебник, печатанный в Москве 1655 г. августа 31 дня. В 1867 г., на собранные по книжкам деньги устроен новый иконостас, стоящий около 1,630 рублей.

По штату 1842 года причт храма в Сяберо состоит из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Антип Сергеев, Никита Антонов, Стефан Захаров (ум. в 1838 г.), Феодор Опольский, Александр Светлов (ум. 1850 г.), Николай Трипольскии, исключенный за штат в 1852 г., Михаил Ильинский (ум. в 1855 г.), Петр Аландский (ум. в 1858 г.), Александр Леохновский, разбитый параличом; в 1860 г. вместо него служил заштатный священник Николай Трипольским. Ныне служит Петр Богданов. До штатов причт содержался ругою, доходами за требы и от земли. Руги собиралось, с женатого прихожанина четверик ржи. Жалованья получалось по 300 р. асс. в год. Сверх того причт владел "Огубком" Сяберского озера. По штату 1843 г. жалованье причту было 310 р. Ныне священник получает 200 р., а псаломщик - 70 р. Кроме того причт получает 15 р. процентов с трех сторублевых билетов.

Земли при церкви 340 дес. 1,366 сажень. Из них пахотной 18 дес., сенокосу 5 дес., лесу 317 дес. 1,366 саж. Из этой земли причт пользуется только покосом, а остальное отдает в аренду крестьянам.

Церковный дом построен священником Алексеем Ивановым, а в 1872 г. приобретен в церковную собственность за 930 р. Приход составляют деревни: Лядинки, Дубровицы, Засобье, Подледья, Вердуга, Завердужье, Затрубичье, Смородина, Ивановка, Житковицы, Козлово, Пустое Горнешно, Жилое Горнешно, Пажино, Сабицы, Элешно и Ключки.

Прихожан по клир. ведомостям 1883 г. муж. пола 703, жен. 811.

В приходе есть озера: Сябера, Вердуга, Горнешня, Пловучее, Черная и пр. Реки: Саба, Черная, Лодия, Званка и Любивка. Грамотных до 25 человек. С 1847 по 1854 год была в Подледье школа, открытая Ораниенбаумским дворцовым правлением. В ней обучалось до 30 детей обоего пола; дом для училища нанимался у крестьянина, с платою 40 р. сер. с отоплением. В 1862 году открыта, в той же деревне, школа и в ней стал учить пономарь Петр Уткин. В 1882 г. открыто в Сябере земское училище. В нем, в 1883 г. училось 14 мальчиков и 5 девочек. Есть еще частная школа в Сабицах, в 12 вер. от церкви.

Сельские праздники в Сяберо следующие: 1) в Ильинскую пятницу крестный ход из церкви к часовне, во имя Параскевы, отстоящей в 5 верст., близ селения Вердуги. В часовне, под полом, есть какой-то развалившийся камень, а вблизи ее ключ, на котором бывает, в этот день, водоосвящение; 2) Нерукотворенному Спасу — в Сябере; 3) Троице — в Затрубичье и Горнешнях; 4) Покрову в Сабицах; 5) Николаю Чудотворцу и Флору и Лавру — в Дубровицах: 6) Георгию в Элешне, Смородине и Лядинках; 7) св. Николаю в Вердуге и Завердужье; 8) Рождеству Богородицы и св. великомученику Димитрию в Житковицах и Ивановке; 9) собору Иоанна Крестителя 7 января — в Пажине и Ключках. Часовен четыре: во имя Николая Чудотворца — в Сабицах и Завердужье. Покрова — в Жилом Горнешне и Параскевы близь селения Вердуга. Попечительство открыто в 1875 г. Средства его ничтожны. Так напр. в 1883 г. было собрано от разных лиц 2 руб. 40 к., да в кружку 55 коп.

В старину местные жители Сяберо промышляли заготовкой Копорского чая: Копорский чай приготовляют из листьев  медуницы и иван-чая, из коих первая собирается весной, а последняя- осенью; обработка чая (обварка его, перетирание его с землей, сушка и просеивание) производится глубокой осенью и весной. В прежние времена его скупали мелкие скупщики для перепродажи городским чайным торговцам, а также для отправки заграницу. По цвету настой “копорского чая” ничем не отличается от китайского, а по вкусу напоминает плохой китайский чай”. Другими заработками были пилка и возка дров и рыбная ловля.

2. Фотографии святого источника близ села и озера Сяберо

святой источник сяберо   деревня сяберо
Деревня Сяберо находится к юго-западу от города Луги, в 17 км от волостного центра Волошово, на берегу одноименного озера, на мысу, при дороге Луга – Волошово – Большие Сабицы. Деревня (точнее село) Сяберо достаточно ухожено. В селе есть работающий магазин. Население Сяберо - в основном пенсионеры и дачники.
 
Первые поселения на берегах Сяберского озера появились в первобытную эпоху. Вблизи деревни Сяберо обнаружены две стоянки неолитического человека с характерным типом глиняных изделий (ямочно-гребенчатой керамикой). Здесь же обнаружено и селище, относящееся уже к древнерусским поселениям XV – XVI вв. На берегу озера находятся и курганные захоронения.
сяберо   озеро сяберо
Деревня Сяберо возникла на косе, образованной из четырех островов, обжитых семьями четырех поселенцев, которые «совместно обрабатывали землю и владели скотом», т.е. были совладельцами – сябрами. Отсюда пошло название озера. Сама же деревня изначально называлась Подледье и лишь к концу XIX века была переименована в село Сяберо.
Расположение деревни почти уникальное, на узкой полосе земли, вытянувшейся далеко вглубь озера.
 
Красоты и просторы в Сяберо захватывают дух. В озере неплохо ловится рыба. На Сяберском озере расположена экспериментальная база ГосНИОРХ, где проводятся работы по разведению и товарному выращиванию карпа, пеляди и других видов рыб. В озере обитают лещ, щука, плотва, окунь, уклейка. Площадь озера 14 квадратных километров. Эти места в народе давно называют «Ленинградская Швейцария» или «Лужская Жемчужина».
святой источник сяберо   деревня сяберо
У северного конца деревни, на островке, отделенном от основного берега узкой протокой размещен погост, на котором когда-то был основан Спасский Сяберский мужской монастырь. По преданию, местным рыбакам явилась в водах озера икона Спаса Нерукотворного Образа, о чем сообщили новгородскому владыке, по благословению которого и был воздвигнут монастырь.
 
Считается, что монастырь занимал два северных островка. На третьем, за ними, располагались кельи, к концу XVI века их число возросло до семи. Деревня же занимала четвертый, наиболее крупный остров.
Драматичное событие в жизни монастыря произошло в 1581 году, когда он был полностью разорен «литовскими людьми»
сяберо   озеро сяберо

Деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Первая церковь на этом месте была построена в XIV веке, после перестроена в 1670 году. Стала приходской с 1764 году после закрытия Спасского Сяберского монастыря: вместо него образовался Спасский погост. Приход составляли деревни: Лядинки, Дубровицы, Засобье, Подледья, Вердуга, Завердужье, Затрубичье, Смородина, Ивановка, Житковицы, Козлово, Пустое Горнешно, Жилое Горнешно, Пажино, Сабицы, Елемно и Ключки.

Разработка проекта церкви принадлежит архитектору Петру Лукашевичу - по образцовым проектам профессора архитектору К.А. Тона. Известно имя строителя храма: плотник Иван Петров. Надпись на кресте над престолом гласила, что храм был освящен 29 января 1853 г. (по новому стилю 10 февраля).

 

Вид храма во имя Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа до реставрации. Фото из архива монаха Варлаама.

Сохранившаяся до наших дней церковь 1850 – 1853 годов постройки. Церковь была действующая до тех пор, пока в 1937 году не арестовали священника. В 1939 г. сожгли иконы, разграбили и уничтожили церковную утварь, а в храме открыли клуб. Это продолжалось недолго, а дальше храм стоял в запустении. Хотели приспособить церковь под склад, но ее спасло отсутствие удобного подъезда для машин. В 1943-м после ухода немцев местные жители обиходили церковь, принесли иконы, сохраненные по избам после довоенного разорения, зажгли лампадки и свечи и потекла молитва. В 1945 году после победы над немцами храм опять закрыли. Восстанавливать церковь начали после падения советской власти в 1991 году. Возвращена она приходу была только в 1995 году.

святой источник сяберо   деревня сяберо
Иконостас церкви в Сяберо расписывает живущий неподалеку пожилой художник.
 
Икона св. мч. Параскевы Пятницы. Икона нового письма. Лик св. мч. Параскевы отличается редкой красотой. Ей молятся о сохранении домашних животных, она исцеляет тяжелые душевные и телесные недуги, особенно лихорадку или зубную боль, помогает в случаях диавольского наваждения. Она охраняет семейное благополучие и счастье, покровительствует торговле (отсюда известные в прежние времена пятницкие ярмарки), считается покровительницей воды: ее образ нередко чудесно являлся на реке или в колодце, вследствие чего вода приобретала целебную силу. Память великомученицы Параскевы Пятницы празднуется 28 октября по старому, 10 ноября по новому стилю.
сяберо   озеро сяберо
Престол в алтаре церкви во имя Спаса Нерукотворного Образа. Пока он не освящен и его возможно сфотографировать.
 
Надписи внутри колокольни, оставленные рабочими, перекрашивающими храм в 1916-м и 1926-м году.
святой источник сяберо   деревня сяберо
Колокола отлиты в Воронеже специально для сяберского храма во имя Спаса Нерукотворного Образа.
 
Именной колокол монаха Варлаама - хранителя Сяберской обители.
сяберо   озеро сяберо
С думой о вечном...
 
Купола храма и вид на озеро Сяберо с колокольни.
святой источник сяберо   деревня сяберо
Уютная трапезная сяберской обители. В Планах монаха Варлаама и строительство странноприимного дома. Если вы можете и хотите помочь - свяжитесь с ним поэтому поводу.
 
А пока в уютной трапезной можно собраться для праздника Испросите благословения на то у монаха Варлаама: тел. + 7 911 145-71-05
сяберо   дорога сара-лог
Вид дороги из Сяберо по направлению к озеру Мужа, где находится святой источник Параскевы Пятницы. В 2000 г. впервые заново был совершен крестный ход в Ильинскую пятницу (7-я Пятница от Пасхи— перед днём пророка Илии) от сяберской церкви к святому источнику.
 
Ехать на Сяберо можно как через Лугу-Ретюнь-Серебрянку-Волошово по асфальтовой дороге и приличной грунтовке, так и через Волосово-Осьмино-Сара-Лог. Поворот на Сяберо находится за дервней Сара Лог (за вышкой состовой связи). Дорога вначале метров на 100 убита лесовозами, но проездная. Дальше полпути дорога слегка подубита, а после Больших Сабиц становится весьма приличной (для грунтовой российской лесной дороги XXI века в 200 км от культурной столицы).
святой источник сяберо   деревня сяберо
Поворачивать к святому источнику Параскевы Пятницы нужно у поклонного креста. Дорога представляет собой реликт древнего волока между озерами. Между озерами Сяберское и Муж тянется с запада на восток гряда. Сяберское подходит к этой гряде заливом, переходящим в лощину. У Мужа гряда наиболее высока, но у самого озера она искусственно прорыта. Отчетливо видны два вала по краям траншеи — выбросы земли. Это ясные следы волока. В древности озеро Муж являлось частью Вердуги.
 
Сяберский заказник был организован в 1976 году. Площадь 11400 га, из них акватория озёр около 2000 га. Цель создания: сохранение камового ландшафта, озёрно-речной сети, низинных болот, редких видов растений, мест обитания крупных животных. В Сяберо водятся: кутора, водяная полевка, ондатра, бобр, барсук, енотовидная собака, лисица, волк, бурый медведь, европейская норка, лесная куница, хорь, горностай, кабан и лось.
сяберо   озеро сяберо
В этих местах отмечены такие редкие виды птиц как большая выпь, черный и белый аисты, скопа, орлан-белохвост, черный коршун, малый подорлик, болотный лунь, лысуха, камышница, коростель. На озере Сяберо останавливаются лебеди-кликуны, большие крохали. На болотцах и болотах здесь растут орхидеи.
 
Озера являются популярными местами отдыха. В следствии такой популярности, берега озер, как обычно в России, изрядно загажены отдыхающими, несмотря на призывы содержать природу в чистоте. Вывезти за собой мусор - непосильная задача для русского человека: ведь можно испачкать свою Машину.
святой источник сяберо   деревня сяберо
Новая часовня во имя св. мч. Параскевы Пятницы. В дохристианской Руси матушку Параскеву Пятницу почитали как богиню, родившуюся из родника. Она покровительствовала женщинам: в замужестве, деторождении, домашнем хозяйстве, главным образом – прядении и ткачестве. В жертву ей приносили холсты, нитки, льняную кудель, овечью шерсть. Все это бросали в колодец, над которым стояла деревянная скульптура Пятницы. Этот обряд назывался мокрида. В день Параскевы Пятницы нельзя было работать. До сих пор о любителях праздновать (не работать) говорят: «У него семь пятниц на неделю».
 
Параскева Пятница приняла мученическую смерть при императоре Диоклетиане. Родители Параскевы Пятницы особенно чтили пятницу, день страданий Иисуса Христа. И потому назвали дочь Параскевой, что в переводе с греческого как раз и значит «пятница». Точнее, этот термин означает «приготовление» (в данном случае приготовление к пасхальному жертвоприношению). Пятничное приготовление превратилось у христиан в название дня недели.
сяберо   озеро сяберо
Старая часовня св. мч. Параскевы Пятницы близ села Сяберо. Ныне от часовни осталась крыша и фундаментные "ноги".
 
Вид старой часовни св. мч. Параскевы Пятницы внутри. Пока образ Вседержителя хранится в трапезной сяберской обители.
сяберо 2 августа Параскева Пятница   озеро сяберо
2 августа 2013 года в храме Спаса Нерукотворного состоялось празднование дня памяти Вмц. Параскевы Пятницы и пророка Божия Илии. Был совершён Крестный ход вокруг храма. Фото Андрея Никитина (здесь и далее) размещено по благословлению отца Павла (Гринько) из храма св. вмч. Георгия Победоносца в Осьмино.
 
Празднование дня памяти Вмц. Параскевы Пятницы у старой (ныне демонтирована при строительстве новой часовни) часовни св. мч. Параскевы Пятницы. Фото Андрея Никитина
сяберо   озеро сяберо
Празднование дня памяти Вмц. Параскевы Пятницы 2 августа 2013 года у часовни Параскевы Пятницы близ озера Мужа. Фото Андрея Никитина.
 
Водосвятие на святом источнике св. мч. Параскевы Пятницы 2 августа 2013 года. Фото Андрея Никитина.
святой источник сяберо   деревня сяберо
Маленькая деревянная часовня была построена на святом месте одним местным сельчанином после того как одержимые коммунсты сожгли большую деревянную часовню в июле 1959 года. Местные жители в Ильинскую пятницу, опасаясь гонений от начальства, приходили ранним утром, еще затемно, чтобы без подозрений успеть на работу. Ныне благочестивый устроитель часовни уже почил в Бозе, а творение его души и рук живет.
 
Почитаемый камень «Пятница – матушка» находился на этом месте возле древней торговой площади на волоке еще с незапамятных времен. На камне навеки отпечатался след «самой матушки Параскевы».
камень следок параскевы пятницы   озеро сяберо
Народное предание гласит, что когда князь Александр Невский останавливался на привал у источника святой великомученицы Параскевы, она явилась ему, оставив след на камне и предсказала победу. По обету, князь на обратном пути после Ледового побоища поставил здесь часовню во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Также известно, что на обратном пути Александр Невский лечил на камне ноги. Автор прикладовался к камню:
 
Дорога к святому источнику Параскевы Пятницы. От озера Сяберо когда то шла дорога до деревни Волошово. Дорога эта была частично выстлана бревнами, в отдельных местах эти бревна были уложены настилом, до девяти бревен одно на другом. Кое-где остатки бревен (настил в один слой) сохранились до сих пор.
святой источник сяберо   водосвятие
Вид колодчика с часовенкой на святом источнике Параскевы Пятницы близ Сяберо.
 
Водосвятие на святом источнике Параскевы Пятницы. Фото из архива монаха Варлаама.
сяберо монах варлаам   озеро сяберо
Фото колодчика на святом источнике Параскевы Пятницы из архива монаха Варлаама (на фото справа).
 
Вода в святом источнике очень вкусная - слегка сладковатая.
святой источник сяберо   деревня сяберо
Молитва на принятие святой воды на источнике св.мч. Параскевы Пятницы.
 
Выход вод святого источника в виде ручья. Вскоре ниже по течению будет устроена купель.
часовня большие сабицы   часовня вердуга
Новая часовня у кладбища в Больших Сабицах.
 
Деревянная часовня XIX века в деревне Вердуга. Когда то неподалеку было сельское кладбище. В окрестностях деревни имеются курганные захоронения и древнее селище.Еще одна старинная часовня есть в деревне Олешно.
часовня вердуга   деревня вердуга
Часовня в деревне Вердуга.
 
Жилой дом Гордеевых (?) со старинными воротами в Вердуге.
сяберо   дом в сяберо
Поклонный крест на въезде в деревню Вердуга. Где-то рядом с деревней должен быть и святой источник.
 
Желающие жить в Сяберо могут позвонить по телефонам. Анализ предложений домов в Сяберо показал, что они, мягко говоря, завышены - дома предлагаются по ценам квартир в Питере. Между тем в соседнем Волошово 1 к.кв. стоит 350 т.р., а 3-х комнатная - 750 т.р.

Поговорить о святом источнике на монастырском форуме.

4. Географическое положение пещерного святого источника в Сяберо.

Святой источник находится в лесу за озером Мужа. Сворачивать на лесную дорогу нужно у поклонного креста. Точное местоположение святого источника указано на карте.

Адрес для писем: 188281 д.Сяберо Лужского района Ленобласти. Монаху Варлааму (Владимиру Владимировичу Костромскому). Телефон монаха Варлаама: + 7 911 145-71-05

Целебные Святые источники России.

Какому святому в каких случаях молиться? Православные молитвы на разные случаи жизни.


  • Нравится